Глубочайшее потрясение гарантировано вам при прослушивании этого грандиозного во всех отношениях альбома. «Такого» мы от Владимира Захарова ещё не слышали, многие его предыдущие творения по сравнению с этим шедевром покажутся вам невинными детскими шалостями музицирующего индивидуума.
Альбомом «Арлекин» на стихи Александра Блока он открывает перед нами двери в какое-то совершенно новое, неведомое ранее музыкальное измерение, скорее даже в другую, непознанную до сих пор музыкальную Вселенную, пространство которой настолько многомерно и разнопланово, что всяческие эпитеты просто меркнут и угасают перед лицом её величия и мощи.
Язык не поворачивается сказать, что Владимиру Захарову «удалось», или он «сумел» показать нам поэзию Александра Блока, потому что слова «сумел» или «удалось» подразумевают преодоление неких препятствий, стоящих на пути автора, а тут никаких препятствий как-будто и не было, он просто взял и воплотил её в музыке, в песнях. Так один Великий Художник показывает нам творчество другого Великого Художника, и становится немного не по себе, невольно задаёшься вопросом – а как у него это получается, из каких глубин мироздания к нему это приходит? Создаётся впечатление, что он жил и творил в ту же эпоху, что и Блок, видел окружающее его глазами, испытывал те же самые чувства, мыслил также как Блок. Если и раньше было понятно, что творчество Владимира Захарова это глыба, которую многим ещё изучать и изучать, то с выходом этого альбома эта глыба приобрела поистине фантастический, Вселенский размах, поражая бесконечностью своих масштабов, открывая всё новые и новые горизонты творчества.
Музыкально-поэтические образы, созданные в этом альбоме, настолько весомы, зримы и осязаемы, что кажется – протяни руку, сделай шаг навстречу, и ты окажешься в переплетении причудливых, порою не совсем понятных, загадочных, и даже пугающих видений данного действа. Перед глазами всё время как-будто идёт кино или театральная постановка, где одни ярчайшие сцены сменяются другими, где герои живут своей полноценной жизнью, любят, страдают, радуются и умирают как бы совершенно независимо от воли авторов, авторы лишь показывают нам это.
Поэзия Александра Блока, образы вышедшие из-под его пера настолько ёмки и многомерны, что людям незнакомым с ней по-началу трудно осознавать всю её величину и громадность, в образах созданных им столько объёмов и расстояний, что в них легко затеряться. И для того чтобы приблизить вас к её пониманию, мы попробуем немного познакомить вас с её происхождением.
Дело в том, что его поэзия во многом строится на традициях commedia dell'arte, или комедии масок – виде итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. Маски и образы Пьеро, Арлекина, Коломбины и других персонажей commedia dell'arte часто встречаются в его стихотворениях и драматургии. Сам себя он ассоциировал с образом Пьеро, мечтающего стать Арлекином, чей образ у него помимо традиционно насмешливого персонажа был наполнен сугубо индивидуальным содержанием, и очень часто удваивался, что говорит о внутренней раздвоённости души самого автора, постепенно обнаруживающего за блеском театральной иллюзии жизнь – сначала беспощадную в своём реальном облике, но потом – увлекающую своими стремительными ритмами и динамикой.
Из области музыки и танца – искусств, тесно связанных с театром и вообще представлением как таковым, – для поэзии Блока знаковыми являются романс и danse macabre («пляска смерти»). Впрочем, мировосприятие Блока вообще, кажется, было прежде всего музыкальным. Он умел слышать музыку чувств, жизни, эпохи, «мировой оркестр». Вероятно, именно это обусловило поразительное разнообразие ритмики его стихов.
Но вернёмся к альбому – если говорить о чисто технической составляющей его музыки, о стилях и направлениях в нём замешенных, то первое что бросается в глаза и уши, – это обилие гитары, как атмосферной акустической, так и роковой, электрической, многие композиции созданы на основе рок-музыки, впитавшей в себя звучание самых разнообразных инструментов, ну и конечно же не обошлось и без музыки, стилизованной под ту самую музыку театров commedia dell'arte, что в совокупности создаёт неповторимое полотно сотканное из и фортепианных пассажей, звуков флейты, органа, синтезаторов, и уже упоминавшихся выше гитарных проигрышей и соло.
В одном из недавних интервью Владимир Захаров сообщал, что песни на стихи Александра Блока он начинал сочинять возможно ещё в «до-островной» период, во времена существования школьного ансамбля «Август». Это объясняет, что стало одной из отправных точек его неимоверной тяги к настоящему искусству, что послужило для него толчком к творчеству, которое продолжается вот уже более 30-ти лет, и конца края этому процессу не видно, жить и творить для него одно и тоже.
Настоящая поэзия не умирает, она остаётся живой, проносясь через года и столетия, стоит только лишь к ней прикоснуться, и она заговорит, запоёт, заворожит и очарует вас своей первозданной красотой «безначальной, живой любви», хранящейся на скрижалях времени.
Итак, занимайте места в первых рядах, рассаживайтесь поудобней, представление начинается!
Подробнее об альбоме «Арлекин»
|